Марширует по барханам савояр с гранатометом. ("Караван") by Will






Эта песенка для меня тоже памятная и особенная. И тоже одна из первых, ошеломивших меня той осенью. Смешно признаться: однажды провел почти полный вечер перед компом, абсолютно ничего не делая, с полуприкрытыми глазами, бредя и грезя, а в наушниках все затихала и снова возрождалась, и вела меня по кругу, будто я сам стал верблюдом из бесконечного каравана, зацикленная ее мелодия, неторопливая, в ритме вальса, эти сакраментальные "раз-два-три, раз-два-три"... Чуть торжественное, отчасти возможно излишне романтическое, но в целом очень такое спокойное течение.

Даже и не вальс, а этакий миттель-европейский хоровой распев, и согласно раскачиваются влево-вправо на длинной скамье, сцепившись локтями с соседями, все эти бюргеры и бюргерши, юнкеры и юнкерши, ну и бурши-школяры тож, и снуют меж столами с большими кружками разнообразные трудхены и гретхены.

:-Р

Поразительно складываются воедино всполохи узнавания, и вальс, и германский хор в пивной, и негромкие трубы второго плана, мелькнувший под самый занавес короткий хвостик бетховенского сурка и немое упоминание о барабане, внезапные всплески мотива в конце каждого куплета, и снова возникающие из неизвестной дали покорные невозмутимые верблюды. А еще - может быть, мне просто повезло с записью? :) - почти зримая усмешка Щербакова, когда он минует "во всех был далек значеньях". Так бывает - слушаешь и вдруг понимаешь, даже не видя, что вот здесь он улыбнулся, изменилось звучание голоса.

Долго-долго мне доставало только этого упоения мелодией, а строчки служили для равновесия и обретения устойчивости, как лыжные палки у лыжника. Можно и без них, но с ними приятнее и привычней. Хотя нельзя сказать, чтоб я не ощущал очарования текста. Я не вдумывался в него, просто принимал как данность длинный караван мыслей и кратких ощущений, который мерно перемещался по пустыне моей внутренней Монголии.

Очарование текста. Точно так. Гармония соразмерности слов и смысла и музыки.

Не знаю я, да и не стремлюсь разузнать всей подоплеки и предыстории "Каравана". Да еще и вопрос, смог ли бы сам автор внятно эту предысторию изложить. Да и нужно ли оно для меня, помимо удовлетворения мелкого любопытства?

Ничто ведь не изменится, даже выяснись, к примеру, что тема песка возникла случайно и незапланированно, исключительно в ходе поиска рифмы - пускай и совершенно примитивной, "груды" - к "Гертруды", и эти самые груды предстояло достаточно связно замотивировать. Не раздражает меня и Стародубцев в качестве фона, хотя очень многие хают его второй голос с недетской силой и страстью. Для меня он просто существует - и ни в зуб ногой :) Я настолько привык именно к такому варианту исполнения, что просто-запросто не представляю себе "Школяра" без стародубцевского приглушенного присутствия, как и без сурка под сурдинку, как и без "народных" верблюдов.

Даже казус с "народностью" рефрена не тревожит меня. Никакого отторжения. Попутно вспоминается почему-то дивная наша застольная песенка про жену-раскрасавицу и морозный мороз. По некоторым данным - известны и автор, и время появления в "народе". Тридцатые годы прошлого века :) Обалдеть, верно?

И уж коль такая пьянка пошла, так и про тараканов вспомнить можно, которые у Алексея нашего Толстого в "Петре Первом" по крестьянским избам прогуливаются. А между тем - якобы... не смею утверждать с полной определенностью, - они на Русь святую проникли только лет сто спустя, во время войн с Пруссией.

Так вот живешь всю жисть. С тараканами ;). Горланишь буйно и раздольно про "мороз-мороз". И кажется, что они всегда были.

Равно как и я сам.

Был всегда.

Как и "школяр в объятьях младой Гертруды".

Это - моё.

Бог мой, как же я достал во оные времена со-походников, дни напролет немузыкально, но старательно, в такт оборотам весла горланя а-капелла невразумительные для непосвященных заклинания про идущих верблюдов и стокрылый туман. Да еще и партию сурка высвистывал для полноты ощущения :-)

Ну как коротко объяснить, почему сердце замирает и вздрагивает, а разум начинает прокручивать смутные ассоциации? Германия туманная. Спрессованный вихрь намеков и зацепочек, которые тянут из глубины одна другую, заводят неведомо куда - и тут же рвется их связь, и притекают следующие строчки... И опадают друг за дружкой обратно в темноту беспамятства развернутые широкие невесомые, с прорехами и нестыковками, полотнища образов, и их исчезновение замедляется только автоматическим почти проговариванием верблюжьих мантр :)

Таким тихим счастьем обдает меня от простых коротких фраз.

Светало.

Редел туман.

Скрипели врата часовен.

Покой и счастье. Пустота и простота.

Спокойствие и уверенное довольство молодости, почти физическое, телесное. Их элементарно не замечаешь,будучи молод сам, в суматохе переживаний и при общей широте возможностей. Спокойствие и довольство, которые в состоянии вспомнить и оценить только издали, оборачиваясь... наклоняясь над темными глубинами памяти.

Молодость.

Царственно принимающая длинную череду август, гертруд, лизхенов и гретхенов, добрый крепкий сон, непроницаемый для томительных забот зрелого возраста. Свеча, сожигаемая с обоих концов. Пиры до утра, невымученная веселость и легкие поцелуи творческой фантазии, нежданные и мимолетные.

Тут же в несколько штрихов умещается вся привязка к эпохе и географии. Лично для меня в "Караване" звучит время Фауста, внеисторического и обобщенного Фауста от Пастернака с подачи Гете :)

Еще всем этим не пресытясь,
За богословие возьмитесь.
Придайте глубины печать
Тому, чего нельзя понять.
Красивые обозначенья
Вас выведут из затрудненья.
Но более всего режим
Налаженный необходим.

Ну - и так далее... многое будто сейчас написано :)

Несколько театрально, узнаваемо и потому еще более близко.

Вот он - первый слой, точка зрения самого школяра-студня, беззаботно скользящего на самом гребне волны. Неизвестно куда она его вынесет, но вот - он летит, со свистом и хохотом, и замирает и вздрагивает сердце от радостных неведомых далей впереди. Возраст, когда неизвестное обещает только удивленный восторг.

И сплетается с этой бездумной победительной нотой вторая, горькая и неизбежная. Эта тема Гертруды... Не знаю. Может быть она - Анюта из одного маленького и мучительного рассказа Чехова. Не "Анна на шее"... "Анюта". Найдите, перечитайте. Простой короткий рассказ такой. Не из тех, на ком женятся. Даже не из тех, кого замечают и долго помнят по имени.

"На этой... Вареньке, Манечке... нет, Вареньке... еще платье полосатое... музей... впрочем, я не помню".

И тут же ее тайная печаль. Не о себе, о нем.

О чем школяр и не догадывается, а если и задумается когда, то ненадолго и без видимых последствий. Разве что потом во сне выползет из каверн подсознания безобразная догадка... Песок. Барабан.

"Тебя не убьют, мой милый".

Вот оно. Наконец-то. Самое моё.

Убьют ли меня? В ближайшую субботу?

Могли ли убить меня в песках?

Тогда, в то давнее лютое лето, стоило мне со свистом пролететь мимо приемной комиссии, как приземлиться мог уже только в другом месте... В комиссариате. Военкомат который сокращенно.

В то лето, в самом начале афганской эпопеи, охотно отправляли в пески и плоскогорья ребят из обеих столиц.

Уж и не знаю, каково тогда было самому Щербакову, коли мы с ним почти ровесники. Осознавали ли мы - и я, и он - в те поры, чем грозит почетный долг и священная обязанность? Кроме самой по себе достаточно несладкой перспективы солдатчины. Вряд ли. Обоим повезло.

Хотя с другой стороны - не могу поручиться, что повезло :) Просто одна из первых серьезных развилок, которые определили мою сегодняшнюю жизнь. Обрубленные дополнительные возможности.

И поэтому мне внятно и близко это убийственное внедрение в стильную ткань сложной системы средневековых образов.

Сочельник, часовни, школяр...

Вполне вагантовское настроение :)

"Вспоминайте иногда
Вашего студента!"

Внезапное внедрение в нее, говорю я, обрывка выцветшей до белизны х/б и б/у гимнастерки.

Марш-бросок в песках. Невероятно далеких от сентиментальной туманной университетской Германии. Крестовые походы, однако... Роммель-Разгроммель и прочая древняя история :)

И смертельно реальные, стоит только более четко сфокусировать затуманенный взгляд.

Вперед - и с песней. И с матерком, естественным как дыхание, как хрип.

Цевье в левой руке, правая - сжимает приклад.

Вполне возможное, практически чудом обманутое бывшее общее будущее нашего поколения. Мое - тоже.

И китайский остро пахнущий бальзам "Золотая звезда", "звездочка", которой можно натирать не только виски для успокоения боли. Весьма действенная штука в те времена, хоть бы и благодаря эффекту плацебо :)

Все это моё.

Простая последовательность действий.

Проснулся... Пригладил еще длинные до столкновения со смешными претензиями военной кафедры волосы.

Размял плечо. Зевнул.

И вышел в пустой двор, объятый тишиной и млечным мороком тумана. Скрещение развилок. Неизвестность... Блаженное неведение.

И вот теперь я в будущем. Я, который черт-те сколько лет назад высчитывал лениво-неверяще, сколько же мне стукнет аж в двухтысячном году.

Я занял свое место в колонне усталых безропотных верблюдов. Никаких марш-бросков.

"И только пыль-пыль-пыль-пыль
от шагающих сапог."

Груз поклажи давит спину, и путь далек и однообразен. И не обещает ничего, я не верю миражам, и они все реже являют себя мне. И все сильнее давит усталость.

Засну-умру-воскресну.

И все сызнова, повторяется этот цикл, в ритме вальса, но я иногда оборачиваюсь и смотрю далеко назад.

Туда, где играет музыка, и трубы трубят славу школяру, которому покровительствуют созвездия молодости и силы. И снова все затихает, даже барабан, глухой, как наш Ван.

Бетховен. :)

И только мой сурок, бессмертный безвестный маленький сурок, который пережил и своего создателя, и меня тоже покинет в мой срок, лишь мой сурок - пока еще со мною.

Марширует по барханам савояр да с тарбаганом ;)

Старший лейтенант запаса имярек ;)

Представляюсь по случаю окончания очередного сеанса связи. :-PPP

Разрешите идти?

Честь имею!

к списку
Используются технологии uCoz