"Детство играет"? или путешествие по строчкам в поисках смысла :-) ("Трубач") by Will






Страшно и неудобно снова оказываться в шкурке сороконожки, которой неймется объяснить членораздельно, как она ухитряется управляться со всеми своими конечностями. Почему меня пробирает дрожь узнавания и восторга, когда слушаю некоторые песни щербаковские?.. Почему так хочется воплощать неизреченные мысли и ощущения и не бояться их неизбежной лживости. Недосказанности. Схематичного упрощения.

Ну - не то, чтоб я от невозможности поделиться со внешним миром...мнэээ... незамысловато и регулярно лопался, переполняемый всяческими озарениями и видениями. Наверное, сидит во мне такая сугубо лютерово-протестантская потребность самые непостижимые вещи систематизировать, объяснять и тем самым привязывать к себе, и самого себя с ними сделать единым, цельным, совокупным. Мдааа... еще и не приступил к сути, а уже наворочено порядком. Ну, редактировать не собираюсь. Тут я сам себе читатель, крамола и жандарм :-)

Почему-то именно "Вишневое варенье" и "Трубач" наиболее популярны среди простых нормальных людей, не отравленных Щербаковым навсегда :) Самые такие песни почему-то расхожие и на слуху. Я имел несчастье собственноочно наблюдать однажды по ТВ, как некая носатенькая соведущая "Нашей гавани" испортила своим исполнением "Трубача", перевирая слова даже по бумажке. Что-то такое есть и в словах, и в мелодии вроде бы общепонятное и близкое для массового сознания. Обманчиво понятное :-)

Начиная с той же музыки. Подпрыгивающий марш мажорный, синкопированный. Тоже стандартный щербаковский ход. Из последних таких шуточек хотя бы "Эпилог" можно вспомнить, удивительный ритм, щедрый, живой, радостный, задорный, задиристый и бравурный. И при таком тексте... Но бог с ним, с "Эпилогом", и до него очередь еще дойдет, с его невыносимыми перепадами настроения :) А вот в "Трубаче"...

В "Трубаче" музыка заставляет поверить всему, о чем песенка рассказывает. Тоже порядком голову морочит. Так поддаешься счастливому сочетанию этих моментальных взлетов и падений, что только про себя и подпеваешь... "Ах... Ах!.." Чрезвычайно завидная позиция :) Снова вырванный из неизвестной фабулы кусок ненаписанной повести, притчи ли. Даже не рассказ. Разговор.

Резонер и трубач. Два приблизительных, в чем-то схожих, в чем-то различных маленьких щербакова... Что, вообще говоря, нормально :-) Если верить Флоберу, то Эмма Бовари - это он. Оба примерно в одной паршивой ситуации, принадлежат какому-то ужасно невезучему социуму и принуждены исполнять все соответствующие священные обязанности и ритуалы. Поклоняться своим генералам, неведомо кем и за каким бесом назначаемым ли, избираемым ли... маршировать на плацу - или хотя бы с плохо скрываемым неодобрением взирать на данную муштру.

И совместно со всем своим сообществом оба принуждаемы терпеть муки и терзания душевные... а может - и скорей всего - не только душевные, в качестве воздаяния за очередной штурм небес. Так бывает.. Кто-то кое-где порой возомнит себя Бонапартом, попробует силу своей артиллерии даже не на пристанище небожителей, а хотя бы на сопредельных территориях. А потом у холопов чубы трещат с нездешней силой. Кто-то наваривает на чеченской нефти и "восстановлении" разрушенного, а кому-то не дают мирно досмотреть второй акт "Норд-Оста"...Нормально так.

Небесам наплевать. Они переживут и этот штурм, и все грядущие. Наплевать и генералам по большому счету. Генералы отлично способны уверовать сами в свое право решать и ошибаться. Нередко - во имя пресловутого всеобщего блага. Мало кто изначально прикидывает исхитриться сделать так, чтоб всем стало чертовски плохо ;) Генералы же способны увлечь своей верой бОльшую часть своего подневольного окружения. Кроме, разумеется, небес, да плюс к ним - отдельных не в меру прозорливых личностей.

Так вернемся же к нашим...гм... к героям "Трубача". Один - явно наш человек, рефлектирующий и весь из себя измученный. Все ему не по сердцу и не по барабану, и дела плохи, и неизвестно, чем закончится очередная авантюра под грохот канонады, недобрые ожидания его изводят, а тут еще слепая фортуна возносит на-конь до чрезвычайности жалкую, ничтожную личность, которую тут же охарактеризовать можно совершенно по-интеллигентски, почти перекликаясь со строчкой из куда более загадочного "Сердца ангела", до которого тоже дойдут руки еще :)

"наверняка слабоголосо и исключено, что грубо" :)

Литературно, высокопарно, без общеупотребимых непечатных народных выражений, с манерным придыханием... ах... ах...

Ах, ах, этот палач, подлец и паяц...

Однако просто выразить не могу, насколько для меня эти слова тут уместны. И в плане выговаривания-выпевания раздельного... "..Леццццц...Яццц". Будто хлестко бьешь перчаткой по морде палача и подлеца, при том соблюдая все строгие правила этикета ;)

Но вот только такое горькое удовлетворение позволяет себе первый собеседник. Высказаться в предельно узком кругу, разрядиться, пар спустить. Воображаемая перчатка в неумелой руке. А сам - все в том же бессловесном строю. В той же колонне, которую ведет безвестный воевода. Все ближе и ближе к неизбежному краху. Деваться некуда. И вот уже третий его... Гм-гм..

А ведь так получается, что тут не один - а целых три разговора... Вопрос - ответ. Разделенные во времени и в пространстве. Только участники те же, а мир меняется. От начала катастрофы.. Мимо той ее стадии, когда уже все присутствующие, хошь - не хошь, а задействованы в ней, именно под началом глядящего в наполеоны мелкого государственного деятеля времен Трубача и Панурга. И вот - третья, последняя беседа. Причем мне кажется, что последние слова Трубач произносит уже в полном одиночестве, для себя же для самого, посреди дыма и пламени, и взрывы, и статуи рушатся с крыш на землю.

Я всегда со внутренним трепетом предвкушаю, когда услышу снова это гениальное, волшебное сочетание. "Ветттттер не выттттер". Просто чудо какое-то. Независимо от контекста. От слез и всеобщей сумятицы. От формального нарушения падежа. От конца всего и вся. Простое и чистое эстетическое наслаждение... Не говоря уж о горделивости Юпитера и замечательном рифмическом решении .

Удача. Перл.

И тут же, буквально в следующей фразе отвратительная "немецкая", как я для себя такие проходные рифмы называю, "вижу - завишу". Но за ту, первую пару "ветттер - выттер, юпитттер", за пир произношения этого длиттттттттттттельного ТТТТТТ - прощаю все. Да и как не простить? :-)

Опаньки. Выходит, что я и на самом деле мыслю, пока пишу :-) Признаться честно, только приступая, - хотел расчехвостить товарища автора по самое не могу. За этот его красивый обман, за предельно декларативное это воззвание - "Я ни от чего, ни от кого не завишу". За эту демоническую гордыню, по сути своей - абсолютно детскую, подростковую, потому что битый и мятый жизнью человек вполне отдает себе отчет, от какого количества обстоятельств он зависит, и одушевленных, и просто - от камня на мостовой.

Да вдобавок к этим словесным, ничем не подкрепленным декларациям, ни на чем не основанным, потому что один человек ни черта не может, каждый сильный ему господин, и даже слабые, если двое, а если у него есть команда под рукой, клан, банда, как угодно, так он еще более зависим - теперь уже от них... Непосредственно за этим юношеским прыщавым лозунгом, сказал бы я, следует совершенно нелогичный вывод - "Встань, делай как я... Не завись ни от кого!" - кроме него самого, надо полагать? Что это за принуждение такое? Последнее принуждение, после которого уже наступит полная свобода и демократия в высшей своей стадии. Анархия, мать ее :) Голый человек на голой земле.

Так, что ли? Вполне эффектная концовка... Которую уже не в состоянии перешибить даже непременное заклинание "честью и свободой". Умри, Денис, больше ни убавить, ни прибавить.

Детство играет. Которое еще не привыкло, что за каждое слово, не то, что поступок, приходится отвечать, платить, и хорошо еще, что не всем дальнейшим своим существованием на земле.

Но пока я продирался через фантазмы, рожденные неумеренно частым прослушиванием данного опуса нашего благословенного мастера, другая мысль забрезжила. Смутно, смутно. Как светлячок на том берегу реки, в высокой траве, которую ветер то клонит, то отпускает.

А на самом деле - подсказок было достаточно. Небо не ранить мечом. Им все нипочем. Енерал-воевода - лишь человек. Он не волен ни решать ничего, ни планировать свои унылые дела вперед даже на смехотворный срок в тысячелетие... Узнаваемо? Еще бы. Значит, все-таки можно не зависеть и ни от чего, и ни от кого? Есть такое понятие, которое нельзя соотнести ни с кем и ни с чем. Бог.

Тут фокус не в примитивном фатализме. А в полном предании себя под длань господню. Ему - отмщение, и он же - воздаст. Главное - соблюдать себя в чести... И быть свободным от поклонения мелким, сиюминутным, сиювековым кумирам, относиться к ним так, как они того и заслуживают, будь они фальшивыми, будь даже и пятикаратовыми наполеонами чистой воды.

Что есть истина, аще не от бога? Что есть Наполеон? На гран везения более, чем у окружающих его таких же мастеров картечного дела, на чуточку больше воли и презрения к людям. Злодей, некоторое время бывший орудием божьего промысла. И сам попавший в страшную зависимость от исполнения своих сиюминутных желаний.

Так же когда-то Александр, сын Филиппа, такой же страстный мечтатель, мирный естествоиспытатель и путешественник, желал достичь края ойкумены и исследовать неведомые земли. Но на пути странника-одиночки возникало столько препятствий, что пришлось отправиться в дальний путь с некоторым количеством верных людей.

Такова губительная сила желания!

Всегда как-то так получается, что, забывая о небесах - или якобы угадывая их волю, - люди теряют не только свободу и честь, но и облик человека, и тянут за собой в то же кровавое месиво сонмы своих сограждан.

А надо всем над этим стоит гордый в своем непротивлении, нежелании участвовать во всеобщей вакханалии страстей и заблуждений, обуреваемый праведным порывом уберечь свою честь и свободу, помочь окружающим удержаться в свистящем вихре зла и обмана, канонады и лицемерия, - стоит Трубач.

"Не просит Бог
Людских трудов. Он властвует над всеми.
Служа Ему, по тысячам дорог
Мы все спешим, влача земное бремя".

Но, может быть, не меньше служит тот
Высокой воле, кто стоит и ждет ?..

И пропадают для меня игривость и подпрыгивание мелодии. Действительно, достойный мотив. В меру оптимистичный. В меру живой. А что труса-то праздновать и проклинать судьбу и невзгоды? Укрепись. Делай, как должно и пусть будет, что будет. Пусть утекают воды, и годы и беды. Как сказано в другом месте и по другому поводу, но ... "Сомкнутые веки. Выси. Облака. Воды, броды, реки. Годы и века."

Не поддавайся психозу. Есть нечто, что дает надежду и веру. А если и они обман - то по крайней мере можно утешаться тем, что жизнь прожита достойно. В надежде на это нечто. И чем больше таких жизней будет прожито в мире, тем он лучше станет. Лучшим из возможных миров. В общем - шизофрения. Как и было обещано еще раньше. :-Р

Вот такие трубачи :)

Тоже будут усачи ;-)...

P.S. Вот так вот. Стоило мне потом залезть из чистого любопытства и немножко по делу в раздел "Словарь заморских слов" на сайте Черного Альпиниста, так и еще раз убедился в своей невероятной серости по части русской поэзии. "Веттер-выттер" - это от Хлебникова. Или все же повторяется старая история с идеями и рифмами, носящимися в воздухе? :) А с другой стороны - разница невелика. Неужели так необходимо считаться копирайтами, уподобляясь мелким западным бесам? Мне по сердцу такая эстафета от начала века к его финалу, передача словесных перлов выше и дальше.

к списку
Используются технологии uCoz